Сейчас очень актуально искать приработки, халтуры и всевозможные
дополнительные источники доходов. Наличие или поиск человеком еще хотя бы одной
работы становится все более заметным трендом на рынке труда. Конечно, дело в
нехватке денег; но в этом явлении есть и еще один, более глубокий, смысл.
В два раза больше
Халтура – явление старое и распространенное. Более того, есть
целые профессии, где отсутствие «левых» заработков – скорее исключение. К таким
относятся, например, дизайн или журналистика. Но теперь все большее число людей
самых разных специальностей – маркетологи, продажники, кадровики, айтишники
всех мастей и т.п. «товарищи» - с новой силой ищут источники дополнительного
заработка.
В июле на федеральном уровне по этому поводу провели небольшой
опрос, в котором участвовало порядка 4 тысяч человек. Оказалось, что 10%
респондентов подрабатывали помимо основной работы еще до начала экономического
спада, теперь же, вместе с новыми вынужденными трудоголиками общее число
«многостаночников» достигло 21%. То есть до
кризиса подработки брал каждый десятый, а сейчас – уже каждый пятый. Еще
45% хотели бы иметь вторую работу, но пока находятся в поиске. Примечательно,
что даже те остальные 34%, кто вторую работу искать не хотят, причиной
называют, чаще всего, то, что основная работа отнимает у них слишком много
времени и сил, а вовсе не принципиальные соображения в стиле «это плохо
отразится на результативности».
Среди тех, кто нашел вторую работу, 20% - уделяет ей 10-20 часов в
неделю, а 21% - работают «на халтуре» более 20 часов в неделю. Это при
официальной сорокачасовой рабочей неделе! Но и это еще не все – почти 45% всех опрощенных
признают, что «левые» заработки приносят им более 30% от всего дохода, из них в
15% случаев подработка вообще дает больше денег, чем зарплата на «основной
работе». То есть примерно каждый шестой опрошенный обладает какой-никакой
страховкой на случай проблем в «родной компании» или «антикризисной»
невменяемости руководства.
Кстати, примечательно, что успех в поиске второй работы
практически не зависит от уровня дохода: и среди тех, кто получает 10 тысяч
рублей, и среди тех, кто получает 50 тысяч, дополнительную подработку во время
кризиса смогли найти примерно одинаковое число человек (9 – 10%).
Реакция начальства
Она, как это ни странно, если верить результатам опроса, далеко не
всегда отрицательная – порядка 40% руководителей терпимо относятся к
подработкам своих подчиненных. Об отрицательном отношении начальства к
имеющейся у них подработке сообщили 9% респондентов, которые нашли вторую
работу в период кризиса, и 5% тех, кто имел ее ранее.
Однако подработка – в любом случае ущерб основному работодателю,
даже если сотрудник занимается ею в свободное время. Ведь он меньше отдыхает, и
его производительность падает. Поэтому голоса «против» слышатся довольно
громко. Одно из самых аргументированных известных мне высказываний на эту тему
я приведу целиком, оно принадлежит Леониду
Вайсбергу, генеральному директору научно-производственной корпорации
«Механобр-Техника»: «В свое время мой руководитель-профессор сказал мне:
«Работай так, чтобы в «Механобре» поняли, что без тебя не могут обойтись, и
поверь: тебе будут платить любую зарплату». Любую подработку нужно
рассматривать в этом контексте. Подход, может быть, радикальный, но в сущности
честный: работай так, чтобы без тебя было сложно обойтись, тогда и подработка
не понадобится. С другой стороны, если сотрудник честно пояснит мне свои мотивы
и предоставит гарантии бесперебойной работы, то можно попробовать поработать в
таком режиме. Я посмотрю, не изменилась ли эффективность, выработка и через
некоторое время приму окончательное решение. Но, честно говоря, если уж ты
сформировал команду, таких просьб должно быть минимум. Даже когда приходится
урезать зарплаты, я говорю сотрудникам: ведь вы дорожите этой компанией не
только из-за денег; потерпите, и все будет хорошо. И если человек соглашается
на такие условия, то это значит, что он – часть команды, моя гвардия, которая
не может служить на стороне».
Правильный выбор
Позицию работодателей можно понять: халтура халтуре - рознь. Одно
дело – прямая «измена» со стороны сотрудника (злоупотребление служебной
информацией, использование рабочего времени и базы клиентов и т.д.), совсем
другое – тот же случай хобби. Человек все равно занимается любимым делом,
просто еще и научился зарабатывать на этом. Правда, у нас такие варианты
нечасты - слишком многие «заточены» под одну специальность, почти не
имеют каких-либо других профессиональных навыков и хобби.
Но, так или иначе, происходящее на рынке труда может иметь одно
очень важное и интересное последствие. Понятно, что дополнительную работу ищут
не от хорошей жизни. Но именно трудности заставляют многих людей развивать
дополнительные, потенциально «денежные», навыки или подыскивать заказчиков на
то, что они уже умеют. В результате все больше тех, кто не зависит от одного
источника дохода, а значит и снижается количество работников, зависимых от
положения конкретной компании или интересов, целей и прихотей отдельно взятых
менеджеров.
Да, в процентном отношении таких мало, и всегда их будет меньше,
чем остальных. Да, подобная «независимость» довольно дорого обходится: требует
немало усилий и нервов, и почти всем она поначалу кажется вынужденной мерой. Но
чем больше доля «вынужденно независимых» на рынке труда, тем, как мне кажется,
больше среди нас по-настоящему «адекватных
людей».
В заключение хотел бы сформулировать просьбу всем читателям.
Личного опыта и опыта известных мне экспертов далеко не всегда
достаточно, чтобы рассказать вам максимум интересной и полезной информации о
тех или иных явлениях и полезных инструментах на рынке труда Екатеринбурга.
Поэтому прошу всех читателей этой колонки – пишите на указанный в
«шапке» статьи адрес свои истории, свои наблюдения, делитесь опытом.
Приветствуются также пожелания по темам и вопросы по ситуации на рынке и в отдельных его сегментах. Ответы постараюсь давать в ближайших материалах. Естественно, всё это на условиях полной анонимности (если вы в ней заинтересованы).vy
Андрей Попов, e1.ru