ГлавнаяНовостиГородБизнесОбществоРаботаНедвижимостьАвтоАфишаОтдыхОбщение

Ц...


Цвет - одно из свойств предметов, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Играет исключительную роль в жизни и деятельности каждого отдельного человека и общества в целом: в промышленности, на транспорте, в искусстве, в технике передачи информации. Особую роль играет Ц. в ансамбле одежды. Здесь он взаимосвязан с такими элементами художественной формы как композиция и гармония, оказывает значительное эмоциональное воздействие на человека. В одежде это имеет особенное значение, т. к. при довольно стандартных современных ее формах разнообразие моделей достигается использованием материалов разных цветовых сочетаний.
У разных народов существуют различные обозначения и названия Ц. Нередко встречаются такие названия как веселые и грустные, свежие и тусклые, что часто соответствует настроению человека. Наделяя Ц. определенными психологическими свойствами, люди исходили из конкретных наблюдений: эмоций, которые вызывал тот или иной Ц. Поэтому у большинства народов белый Ц. олицетворяет чистоту и целомудрие и используется в праздничной одежде, но он же может быть и символом потустороннего мира, смерти.
На Руси светлые естественные цвета льняного холста, шерсти издавна были характерными для многих видов одежды. Распространены были желтые, оранжевые и красные Ц. овчин - их получали в процессе дубления шкур дубовой или ольховой корой. Самым же любимым Ц. со времен Киевской Руси был красный. Он считался праздничным и нарядным, красивым. Отсюда - красное (самое почетное) место в избе, красные девицы и красные жены. И одежда, сшитая из ткани красного Ц. считалась самой красивой. Встречаются и др. цвета, имеющие такие образные определения как маковый Ц., соломенный, огненный, рудо-желтый, а красный Ц. имел множество названий и делений: алый, багровый, червчатый, кармазинный, смородиновый, брусничный и т. д. На основе такого образного понимания колорита создавались самобытные образцы народного костюма, предметы быта, те произведения древнерусского шитья, которые прежде всего привлекают изысканностью красочных сочетаний.
Красный Ц. часто был олицетворением власти, торжества, справедливости; это беспокойный Ц. - Ц. жизни и радости. Черный Ц. - символ печали, траура, Ц. опасности и войны; он выражает также скромность и строгость. Зеленый Ц. - это основной тон лета. Эмоционально-психологическое воздействие Ц. на человека проявляется в различном воздействии на органы чувств - возбуждающем, успокаивающем, угнетающем. Человек воспринимает Ц. как теплые и холодные, радостные и печальные, объемные и плоские, легкие и тяжелые. Ц. теплые и светлые (желтый, красный, оранжевый) кажутся расположенными ближе к смотрящему, а холодные и темные (синий, фиолетовый) - дальше от него. Теплые и темные Ц. (коричневый, оливковый и др.) воспринимаются как тяжелые, а холодные и светлые Ц. (голубой, светло-серый) - как легкие. Теплые Ц. зрительно увеличивают объем и поверхность одежды, а холодные уменьшают их. Поэтому при использовании теплых и холодных Ц. художник-модельер, учитывая эти ассоциации, может скрыть отдельные недостатки фигуры.
Все многообразие Ц., доступных человеческому глазу (а глаз способен различать большое количество Ц. - от 100 до 300 различных оттенков цветового тона, а по степени насыщенности и яркости до нескольких десятков тысяч) разделяют на две группы: ахроматические (бесцветные) - от белого, светлосерого до черного и хроматические (цветные) - красные, оранжевые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые, пурпуровые со всеми оттенками.
Ахроматические цвета обладают только одним свойством - светлотой, которую сознание обычно связывает с количеством черного или белого пигмента, реже с освещенностью. Ахроматический серый Ц. виден там, где на чистую белую поверхность падает более или менее густая тень.
Хроматические цвета обладают тремя свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. Цветовой тон обозначает название Ц.: желтый, зеленый, красный и т. д. Цветовых тонов существует в природе больше, чем названий для них. Светлота тона означает различие внутри одного и того же Ц., его яркость (розовый - это разбавленный красный, голубой - разбавленный синий). Насыщенность характеризует степень, силу выражения цветового тона, она связана с количеством (концентрацией) краски или пигмента. Среди множества Ц. выделено четыре основных Ц.: желтый, синий, красный и зеленый. Они отличаются от всех др. тем, что только они могут быть в нашем ощущении и преставлении "чистыми" Ц., т. е. не содержать оттенков или примесей соседних с ними в цветовом круге Ц. В промежутках между основными Ц. находятся смешанные, так называемые промежуточные Ц. Например, в промежутке между чистым желтым и чистым красным находятся желто-красные Ц., между чисто красным и чисто синим - сине-красные (фиолетовые и пурпурные), между чистым зеленым и чистым синим - сине-зеленые. Чем ближе Ц. расположены друг к другу в цветовом круге, тем они более сходны по цветовому тону. Наименее сходны друг с другом Ц., расположенные на противоположных концах диаметров цветового круга. Их сочетания можно разделить на четыре группы: чистый желтый и чистый синий; чистый красный и чистый зеленый; промежуточные желто-красные и сине-зеленые; промежуточные желто-зеленые и сине-красные. Такие пары цветов называются контрастными.
Цвет текстильных материалов зависит от того, какую часть спектра отражает их поверхность. При оценке светлых полотен ахроматических Ц. большое значение имеет определение белизны, заменяющей понятие светлоты. Степень белизны оценивают путем сравнения коэффициентов отражения белого полотна и эталона. Белизну полотен можно повышать путем химического или физического воздействия (беление, мытье, чистка), подцветкой синими красителями, с помощью оптически отбеливающих веществ.
При изготовлении текстильных материалов существенное значение имеет точная оценка цветового различия по тону и насыщенности. Необходимость оценки его различия возникает в разных ситуациях: при воспроизведении Ц. стандартного образца в процессе окрашивания материалов, когда надо подобрать красители так, чтобы Ц. окрашенного образца был тождественным Ц. эталона; при установлении разнооттеночности материала, которая может возникнуть в результате нарушения технологических режимов крашения и отделки. Цветовое различие выявляется и при оценке устойчивости окраски материала к различным факторам воздействия: свету, влажности, химическим веществам, находящимся в атмосфере, моющим препаратам и т. д.
Цвет придается текстильным полотнам двумя основными способами: крашением полотен в какой-л. один цвет и печатанием - нанесением на их поверхность цветного рисунка, узора.
Кроме того, вырабатывают пестротканые и меланжевые полотна, применяя соответственно окрашенные пряжу и волокна разных Ц. Иногда используется природная окраска волокон и нитей, например, в льняных тканях, шелковых (чесуча из шелка дубового шелкопряда), шерстяных тканях (серошинельное сукно).
Через цветовую композицию выражается возрастная принадлежность одежды. Так для одежды детей характерны нежные и светлые пастельные цвета, для одежды подростков - яркие или контрастные цвета, для взрослой одежды предпочтительны более сложные пастельные цветовые сочетания.
Наиболее часто в композиции костюма встречаются светлотно цветовые контрасты, самыми типичными из которых являются композиции с участием белого цвета. Любой цвет в костюме оживляет соседство белого цвета, который обостряет выразительность одежды: белый воротник и манжеты придают ей праздничный, нарядный вид, а белые дополнения - пояс, головной убор и сумка - еще более подчеркивают это впечатление.
Цвет обуви дополняет и завершает общую цветовую гамму костюма и решается в большинстве случаев по принципу тождества или подобия. Как правило, цвет обуви должен быть несколько приглушенным: темная обувь делает фигуру более стройной и динамичной. Если же обувь контрастна по тону или цвету по отношению к костюму, то она нарушает его пластичность, целостность. Сочетание двух цветов в обуви является очень обязывающим и должно согласовываться с Ц. др. элементов костюма. Следует помнить, что в таком случае подбор цветов затруднителен, т. к. один и тот же цвет материалов разных фактур (например, кожи и шерсти) меняется, выглядит по-разному.
При создании гардероба одежды следует помнить, что с помощью обуви, головных уборов и дополнений (сумки, пояса, перчаток), выдержанных в определенной цветовой гамме можно, имея всего два или три костюма, получить различные варианты.
При проектировании единичной, уникальной модели цветовая гамма должна быть непосредственно связана с индивидуальной окраской (цвет волос, кожи и глаз) каждого человека. Человек, желающий быть одетым в соответствии со своей индивидуальностью, выбирает Ц., которые соответствуют этим рекомендациям. Большинство блондинов и блондинок имеют светлую кожу, приближенную к холодной гамме Ц., а волосы - теплого оттенка. Таким людям идут Ц. холодных тонов, повторяющие Ц. глаз и образующие приятный контраст с Ц. волос. Брюнеты и брюнетки в большинстве своем имеют кожу теплого оттенка и холодный тон волос. Им больше подходят теплые П., чем холодные. Они могут носить одежду и ярких Ц., не опасаясь, что эти Ц. будут подавлять их внешность, блондинкам же яркие Ц. одежды лучше исключить.
При выборе цвета следует учитывать и особенности фигуры. Полные женщины, как и слишком худые или слишком маленькие, должны уделять особое внимание выбору цвета одежды. Теплые и светлые цвета зрительно увеличивают фигуру, холодные и темные - уменьшают. Яркие цвета, особенно теплые, подчеркивают размеры тела. Используя различные сочетания цветов в одежде можно скрыть отдельные недостатки фигуры или подчеркнуть индивидуальные привлекательные ее особенности.

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Ц...

Открыть раздел Словарь моды и одежды
Общество
Открыть раздел Общество
Магазины города Бутики и магазины города Внимание!!! Владельцы магазинов!!! Вы можете самостоятельно дополнить информацию о бутиках (одежда, мебель, продуктовый супермаркет, кафе и т.д....
Открыть раздел Магазины города
Общество
Открыть раздел Общество
The LineAct Platform