История костюма и моды. Иллюстрированная энциклопедия.
Джек Кэссин-Скотт.
Первое впечатление - сущность любого костюма и задача моды
того или иного периода. Раскрыть облик времени - увлекательный процесс для
исследователей костюма. Мастера во всех странах перенимали изобретенные в
других местах приемы, дабы усовершенствовать одежду, которую создавали сами.
В этой книге мы попытались выделить элементы моды, которые
отражают происходившие на протяжении почти целого тысячелетия изменения фасонов
и покроя. Основанные на источниках соответствующей эпохи иллюстрации дают
захватывающую, интригующую возможность рассмотреть и понять социальные и
психологические причины появления моды на тот или иной стиль одежды. В течение
XI века стиль и форма одежды менялись очень мало - ее только носили по-разному.
Распространены были туники, в них и одевалось большинство, но материал и длина
зависели от социального статуса владельца - от длинных из восточных шелков
тупик богачей до коротких, грубого домотканого полотна туник простого люда.
В течение Средних веков костюмы придворных дам становились
все более богатыми благодаря влиянию привезенных крестоносцами восточных
тканей. Мужской костюм за этот период в корне изменился под влиянием Италии,
чей стиль сделался чрезвычайно популярен. Но, как и любая мода, он оказался
недолговечен. В свою очередь, у дам вошли в моду туалеты, которые должны были
совершенно скрывать фигуру.
Влияние в XVI веке фасонов, распространенных при испанском
дворе, объяснялось не просто тенденцией моды: тут были и политические причины.
Испанская империя, подчинившая себе большую территорию в Европе, Новом Свете
(Америке) и Африке, заставляла почувствовать свое могущество. Строгий силуэт
этой моды сделал функциональную роль костюма второстепенной: важен был
декоративный эффект, сам костюм стал как бы лишь фоном для драгоценных украшений,
свидетельствующих о богатстве хозяина.
Франция начала коренным образом менять искусственный стиль
испанской моды и к 1625 г. совершенно преобразила силуэт как мужского, так и
женского костюма. Исчезли помпезность и жесткость испанского стиля, на их место
пришли мягкие складки и драпировка, делавшие акцент на изящество: юбки с
фижмами и тугие корсажи были забыты. Вместо них появились более высокая линия
талии и свободные юбки, украшенные бантами из лент вместо драгоценных камней и
китового уса.
Эволюция мужской моды еще интереснее: мужские костюмы
стали более женственными. Огромное количество украшений из лент на коротких
штанах делало их до смешного похожими на нижние юбки. Еще одним французским
нововведением того времени был парик, ставший символом аристократизма; он
отличал представителей правящих классов. В то время женщины носили длинные
накладные локоны, но никогда не превзошли роскоши мужских париков. Ответом
женщин стал каскад вздымающихся кружев или лент.
На смену экстравагантности стиля эпохи барокко постепенно
пришло более элегантное достоинство. В мужской одежде перемена выразилась в
плотном облегающем жилете (колет) и укороченных брюках (бриджах) предтеча
мужского костюма. Что касается женской моды - юбка удлинилась сзади до шлейфа и
одновременно приоткрывала нижнее платье, причем ткань держалась сзади на
проволочном каркасе, что впервые создало эффект турнюра. На нервом этане эпохи
рококо (1760--1789) за основу брался стиль европейского искусства, зародившийся
во Франции, и непостоянство формы с полной свободой элегантного дизайна.
Женские парики достигли небывалой высоты.
Конец Революции (1789-1794) ознаменовался наступлением во
французской моде еще более замечательного периода. Типичной для женского платья
стала поднятая под грудь линия талии, сохранившаяся вплоть до конца Империи.
Новая простота фасона отражалась в длинных, светлых, ставших очень модными и
распространившихся повсеместно платьях из тонких прозрачных тканей. Во времена
Наполеона императрица Жозефина ввела при дворе роскошь своей моды. Английский
стиль, влиявший на французскую моду еще до Революции, продолжал сказываться на
эволюции мужского костюма. Английский денди Джордж "Красавчик"
Бруммель (1789-1840) довел английский покрой до совершенства.
Романтизм был эпохой романистов и поэтов, и возвратившихся
в Париж эмигрантов-аристократов, и королевской семьи. Длинные накидки и высокая
талия исчезли из женской моды, вернулись легкие корсеты. Мужская мода дала
большой выбор сюртуков, в неформальной обстановке мужчины носили броские полосатые
брюки.
Примерно с 1840 но 1870 гг. рококо, с возвращением
кринолинов, переживало второе рождение. А появление швейных машин сделало
модную одежду более доступной.
Викторианская эпоха дала начало движению за эмансипацию
женщин, но акцент все еще делался на украшения и аксессуары. Мужская мода
тяготела к большей строгости стиля, и новые методы изготовления одежды быстро
распространялись. Двадцатый век принес с собой Ье11е ерogие, эпоху Эдуарда и
"девицы Гибсон", постепенно вносившую более радикальные изменения,
начатые в 1910 г. Полем Пуаре и другими модельерами. Во время всеобщего подъема
и оживления после конца Первой мировой войны мода претерпела коренные
изменения. Вид мужской одежды стал более стандартным, причем фасоны определяло
увлечение спортом и новым пристрастием - автолюбительством. В женской одежде
произошли большие изменения, в 1920-е годы появились "трубочные"
очертания и более деловые фасоны. Популярны стали узкие силуэты, линия талии
опустилась на бедра, а подол поднялся до колен. "Бурные двадцатые"
сделали бюст более плоским, придавая женщине вид мальчика-подростка. Роскошная
шляпа с полями великолепно сочеталась с короткой стрижкой.
Тридцатые годы отмели в сторону силуэт стройного
подростка, вернули обратно пышный бюст и удлинили юбку до середины икры.
Высокой модой тридцатых годов правил мир Голливуда. "Звезды экрана"
заняли место дам из общества, прежде определявших направления моды.
Сороковые годы и Вторая мировая война драматическим
образом сказались на моде. Силуэт стал тоньше, покрой разрабатывался так, чтобы
тратилось как можно меньше материала: из-за введенных ограничений его
приходилось экономить. Миллионы женщин, оказавшись на государственной или
военной службе, надели форму. На окончание войны мода отреагировала "новым
взглядом", сверхжснственным стилем, очень длинной юбкой.
Одежда начала пятидесятых была не так официальна, как в
1939 г., и женщины стали возвращаться к более элегантному стилю. Возрождались и
модифицировались многие довоенные тенденции. Мужчины продолжали следовать моде
времен эпохи Эдуарда. Однако стиль "Тедди-бой" остался в моде в более
низких слоях общества.
"Поворотные шестидесятые" с их стилем
"крошка Долли" и мини-юбками ввели в моду легкость. Появились также
"национальный" и этнический стили. Постепенно модельеры внедрили
более строгие фасоны, нижние юбки и брючные костюмы. Джинсы подучили большее
признание и обрели небывалую популярность. Начало семидесятых не принесло
серьезных перемен: сохранялась мода на основной силуэт "миди" - до
середины икр. Популярна стала длина "макси", на моде сказалось
влияние джинсов из хлопковой ткани. В течение 70-х колорит кантри в
повседневной одежде стал направлением моды, и оно сохранилось и в следующем
десятилетии.
Восьмидесятые годы повторили стили предыдущих лет. Влияние
стиля "панк" оставалось значительным, хотя эта эпатажная мода в
значительной мере утратила привлекательность после того, как распространилась
повсеместно (в современной моде стиль становится общеупотребительным через
год-полтора после первою показа модельерами). Использование в дизайне одежды
стилей "поп-арт" и "Пикассо" стали модными направлениями
конца 80-Х - начала 90-х годов.
Такова последовательность видоизменений моды, ограниченная здесь по необходимости объемом книги, но тем не менее представляющая собой впечатляющую
Вернуться в раздел История костюма и моды. Иллюстрированная энциклопедия