Мода (франц. mode от
лат. modus - мера, образ, способ, правило, предписание) - быстрое широкое распространение
и кратковременное господство определенных вкусов в отношении одежды, предметов
быта или в какой-л. др. сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода
характеризует поверхностные и непродолжительные изменения внешних форм
предметов быта и художественных произведений. Существенной чертой моды является
ее частая сменяемость. В моде проявляется постоянное стремление человека к
обновлению, изменению всего, что его окружает, в том числе и одежды. Понятие
мода относится преимущественно к явлениям культуры, охватывающим широкий круг
жизнедеятельности людей, включая материальные и духовные ценности, выработанные
человечеством в процессе его развития. В более узком смысле модой называют
смену форм, пропорций и фасонов одежды, головных уборов и аксессуаров, которая
происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени.
Словоупотребление "быть одетым по моде" (a la mode),
восходит к XVII в., когда французская придворная мода стала образцом
для всех европейских стран. Сама же мода, как утверждают историки культуры
родилась в XII-XIIIвв., когда в костюме стали появляться элементы,
применение которых нельзя объяснить необходимостью или развитием эстетического
вкуса: например, шляпы высотой в метр, шлейфы длиной с сажень, сверхузкие
мужские панталоны, в которых невозможно было сесть, или загнутые носки туфель,
которые приходилось подвязывать к голени шнурами.
Начиная с XVII в. Франция прочно закрепила за собой звание
законодателя моды и это звание она удерживает до сих пор. Дважды в год все
взоры обращаются к Парижу, к модным коллекциям фирм "от кутюр".
Традиции парижской моды зародились в далеком прошлом. Еще в эпоху Возрождения,
когда влияние итальянского вкуса распространялось на всю Европу, в Венеции на
площади Св. Марка выставлялись французские куклы, одетые в придворные туалеты,
и богатые венецианки копировали их наряды. Дважды в год от берегов Франции
отплывал корабль, загруженный куклами, одетыми по парижской моде. Когда этот
корабль подходил к Британии, английский флот получал приказ о прекращении
военных действий.
В Россию мода проникла в конце XVII в. Тогда же царь Алексей
Михайлович издал указ, запрещающий перенимать чужие обычаи и носить платье
"с иноземного образца". Но деловые контакты со странами Западной
Европы перечеркнули запрет: старорусская одежда, не менявшаяся веками, стала
казаться некрасивой и неудобной. Петр I открыл дорогу
западноевропейской моде. В указе, изданном им в
Кстати, запреты на моду были и в Европе. Например, известно такое древнее
распоряжение: "Дабы не допустить использования другим сословиям одежды
неположенного звания, запрещается горожанам ношение драгоценностей, сережек,
бриллиантов и рубинов, жемчуга, украшений из чистого серебра, изделий из
некрашенного соболя, меха рыси и чернобурой лисы, дорогих заграничных кружев...
Ремесленникам и простолюдинам под страхом штрафа запрещается ношение больших
заграничных шалей, золотых и серебряных украшений на головных уборах..."
(Указ герцога Магдебургского,
Во второй половине XVIII в. появились первые журналы мод, сначала в
Англии, затем во Франции, Германии, Италии, Голландии. Модели были нарисованы
художниками со скурпулезной точностью, чтобы ни у кого из читателей не возникло
вопросов относительно количества бантов или воланов, характера ткани или узора
кружев. Журналы стали не только источником информации о моде, они
способствовали воспитанию вкуса, пропагандировали культуру одежды и умение
носить костюм. Художники становились известными, приобретали имя законодателей
мод. Одним из первых стал известным портной из Англии Чарльз Ворт, который
приехав во Францию продемонстрировал свои модели на манекенщицах. Это была
одежда для Разных случаев светской жизни. Ворт создал знаменитую французскую
"высокую моду" "от кутюр". Качество и мастерство исполнения
моделей при нем было доведено до совершенства.
После первой мировой войны "королевой моды" стала Габриель Шанель,
первые модели которой были созданы для работающих женщин. В
После второй мировой войны появилось новое имя - Кристиан Диор. Открыв свой Дом
моделей в
В 60-е гг. появилась джинсовая мода: джинсы, известные более ста лет как
рабочая одежда, вдруг обрели необыкновенную популярность у молодежи, а затем
стали самой модной одеждой для всего населения XX в.
В
Мода всегда характеризует и дополняет картину жизни общества на данном этапе
его развития. Она идет в русле изменений и потрясений своего времени.
Своеобразным было развитие моды в нашей стране. В первые годы советской власти
в создании костюма участвовали такие художники как А. Экстер, В. Мухина, Е.
Прибыльская, В. Степанова. Но особый вклад в разработку отечественной моды
вложила Н. Ламанова, которая на основе народных традиций стремилась создать
советский национальный костюм. Провозгласив простоту кроя в связи с тем, что он
ведет к экономии материала и удешевляет веши (это был важный аргумент в тяжелые
годы разрухи), Н. Ламанова первой сделала попытку создать основы промышленного
проектирования. Успех русской моды был отмечен на Всемирной выставке в Париже в
Вернуться в раздел М...