Народная вышивка - особое явление художественной
культуры. Существуя в крестьянской среде в течение многих веков, Н. В. дошла до
нас во всем многообразии вариаций решений орнамента и приемов технического
выполнения. Особенно богато украшался вышивкой женский костюм - домашняя одежда
и одежда для полевых работ. Вышивка здесь сочеталась с другими видами отделки -
ткачеством, кружевом, нашиванием кумача и лент и украшала все детали одежды
вплоть до понёвы (вид юбки). Нарядной и красочной была свадебная одежда.
Вышивкой украшали верхнюю одежду, в том числе меховые мужские и женские шубы,
кухлянки, полушубки, душегреи.
Вышивали и традиционные, наиболее важные предметы свадебного ритуала - девичьи
головные уборы, свадебные полотенца. Они были предметом гордости невесты,
изготовлялись в большом количестве и составляли главную часть приданого.
Полотенца предназначались для наиболее важных моментов свадебного обряда,
связанного с народными традициями. Полотенца дарили жениху через сватов в знак
согласия на брак.
В Н. В., преимущественно счетной (по счету нитей ткани), обычно
ограничивавшейся вначале одним-двумя цветами ниток, каждый вновь вводимый цвет
подчинялся прежним, отчего эта вышивка долго удерживала национальное
своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту. Так, в
большинстве районов России в Н. В. в XVII и XIX вв.
доминирует яркий красный цвет с вкраплениями синего и черного - в смоленской
вышивке, в сочетании с белым и синим - в тульской, с зеленым - в калужской, с
черным - в тамбовской, с многоцветным дополнением - в каргопольской. В ней
наряду с мотивами восходящими к древним славянским культурам (ромб - символ
Солнца в вышивке центральных районов, геральдические сцены с матерью-богиней
или древом жизни посередине - в вышивке северных районов), уже в
начале XIX в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров
привозных тканей и включаемые в вышивку на Севере и в центральных районах. В
вологодских вышивках встречаются цветы тюльпана и граната, ищущие от
тканей XVII в. Счетная вышивка постепенно дополняется, а иногда и
сменяется "свободным" тамбурным швом.
Во второй половине XIX в. в результате закрытия помещичьих и
монастырских мастерских возникли вышивные промыслы.
Вернуться в раздел Н...