Подвески - были известны уже в глубокой
древности, использовались как украшения, символические указатели рода, пола,
сословия и пр., амулеты. При археологических раскопках обнаруживаются подвески
из благородных металлов, с рельефными и живописными изображениями, украшенные
эмалью, чернью, зернью и филигранью, с инкрустациями. Во времена раннего
средневековья бытовали подвески религиозной направленности: кресты, мощевики,
миниатюрные реликварии; самая распространенная форма - подвеска круглая и
плоская. Начиная с 15 в. подвески встречаются все чаще, форма их усложняется,
пользуются популярностью слоновая кость и перламутр с рельефными
изображениями.
Своего расцвета этот вид украшений достиг в эпоху Возрождения. Наряду с
простыми подвесками, появляются украшения из благородных металлов, богато
отделанные каменьями и жемчугом: модны удлиненные подвески грушевидной формы.
Мода эта возникла благодаря появлению в 15 в. женских нарядов с глубоким
вырезом. В 16 в. в Италии распространены фигурные подвески с эмалью и
драгоценными камнями, прекрасными образцами которых являются работы Бенвенуто
Челлини; в Испании этого времени в моде роскошные подвески с рельефными
фигурными мотивами на лицевой стороне и орнаментом с эмалью на обороте.
Религиозная тематика не исчезает, но дополняется античными, мифологическими и
аллегорическими образами. Популярны также украшения в виде животных, птиц,
сказочных персонажей. Зачастую при изготовлении подвесок этого времени пользовались
в качестве образцов произведениями известных художников, например, Дюрера,
Гольбейна.
В 17 в. все чаще появляются кресты - с алмазами и бриллиантами на лицевой
стороне, с эмалью на обратной.
В начале 18 в. модны колье с бриллиантовыми подвесками, которые имели
звездообразные или грушевидные очертания; в эпоху классицизма исключительно
популярны резные камни, камеи и инталии, портретные изображения носят на черной
бархатной ленточке.
Стили прежних эпох и восточные мотивы стали определяющим фактором при создании
подвесок в эпоху ампира, Реставрации, второго рококо. Большой интерес
представляют подвески конца 19 - начала 20 вв., выполненные в стиле модерн, -
необычной формы, из непривычных материалов.
Надо также отметить, что в настоящее время слово «подвеска» употребляется, в
основном, когда речь идет о шейных украшениях, хотя означает оно любое
украшение, к чему-то подвешивающееся, - это рясна и колты на русском
женском головном уборе, это брелоки, это ушные украшения.
Вернуться в раздел П...