Серьги - украшение для ушей.
Подразделяются на два основных вида с камнями и без камней. По форме бывают
однорядные (с одним камнем) и с подвесками. По способу крепления к уху
различают серьги на крючках, с простым замком, со сложным замком, на винтах и
клипсах (прижимные). Все виды крепления, кроме винтов и клипсов, рассчитаны на
проколотые уши. Украшение чрезвычайно распространенное, встречается у всех
народов древности (греков, римлян, египтян, евреев, персов и др.). Серьгам
приписывалась сила амулета, предохраняющего от болезней, и носили их не только
женщины, дети, но и мужчины, воины. Бронзовые серьги были обнаружены во многих
древних захоронениях. В могильниках Южной Германии найдены бронзовые и золотые
серьги с украшениями, этрусского происхождения. В Греции, Италии, Крыму при раскопках
были найдены золотые и серебряные серьги, украшенные подвесками из драгоценных
камней и жемчуга. В Древней Греции такие подвески часто имели вид животных.
например, змей. У греков и римлян серьги носили только женщины; серьга в ухе
мужчины была обычно признаком рабства. В средневековой же Франции, например,
при дворе Генриха III, серьги пользовались популярностью среди мужчин
высшего сословия.
В придворном костюме средних веков серьги встречаются, хотя прижились они не
столько в Западной Европе, сколько в Центральной и Юго-Восточной. Украшенные
драгоценными камнями и филигранью, в форме полумесяца, серьги входили в
облачение императрицы Гизелы.
Серьги были исключительно популярны в эпоху Возрождения, особенно на севере
Италии, где для серег использовали драгоценные камни и большие жемчужины
грушевидной формы. К началу 17 в. мода на серьги из Италии распространилась по
всей Европе. Серьги вновь становятся привилегией женщин: вначале это
грушевидные жемчужины, затем подвески, которые с одной стороны украшались
драгоценными камнями, а с другой - эмалью.
Во времена барокко серьги непременно входили в состав драгоценных гарнитуров.
При Людовике XIV, когда французские ювелиры стали играть ведущую роли в
европейской моде, серьги делали не только из классических материалов; к ним
добавились слоновая кость, дерево, черепаха и пр. Появились «жирандоли» -
серьги в виде трех подвесок. По мере углубления декольте удлинялись подвески. В
18 в. особенно модными были каплеобразные длинные подвески, крепившиеся под ухом
на ленте. В эпоху рококо появились серьги «бриолез» - в виде подвесок,
находившихся в движении, что создавало необходимую тогда атмосферу игривости.
При классицизме получили распространение большие гладкие серьги, позже - серьги
с камеями, а в эпоху бидермейер - серьги с подвесками из полихромного золота.
К настоящему времени отделка серег достигла высокого искусства. Серьги
перестали быть исключительной привилегией женщин, особенно среди молодежи.
Кроме того, в некоторых странах (Италии, Франции) и взрослые представители
мужского пола ходят с одной серьгой - зачастую из суеверия, или по привычке с
юности.
Материалы для серег используются самые разнообразные, вплоть до того, что
подвеской к серьге может служить мини-аквариум; делались шарообразные подвески
со светлячками внутри, или с каким-нибудь оригинальным паукообразным.
Выпускались даже серьги с репеллентом от комаров.
Вернуться в раздел С...