Цепь - как украшение была известна еще
в древние времена; носили цепочки на шее, на талии, на бедрах, на руках и
ногах. Они были распространены в Древнем Египте, Греции, Риме.
Мода о них долгое время не вспоминала. Лишь в средние века появились массивные
золотые и серебряные цепи, их надевали даже в несколько рядов. Во Франции и
Англии они были привилегией мужчин, в Германии их носили и женщины. В середине
16 в., во времена испанской моды, возникла тяга к массивным шейным украшениям,
отделанным эмалью, позже - драгоценными камнями и жемчугом. С течением времени
массивность уменьшалась, все большее предпочтение отдавалось изяществу отделки.
В эпоху ампира, когда модно было следовать античным образцам, женщины носили
скромные, зачастую длиной до талии цепочки. Носили цепи также и на талии -
свободную одежду просто перехватывали цепочкой или же подпоясывались
специальным поясом, набранным из отдельных звеньев.
На Руси цепь (или чепь) была принадлежностью царского наряда: из золотых колец,
с наперсным крестом. Если кольца нашивались на бархат или атлас,
цепь называлась «перевязь» или «окладень». Окладень мог украшаться запонками с
алмазами, гурмыжским жемчугом.
Кольца, а точнее звенья, могли быть круглыми, гранеными, витыми, плетеными,
плоскими и т.п., могли украшаться финифтью (эмалью) и драгоценными камнями. На
кольцах вырезали священные изображения, царские титулы и пр.
Цепь надевалась на шею поверх барм. Во время походов перевязи и окладни
надевались через плечо поверх чуги. К перевязям обычно подвешивалась фляжка (из
золота, хрусталя), в которой носились часы.
Цепь Мономаха - драгоценная цепь, хранящаяся в Московской оружейной палате,
прислана вместе с бармами великому князю Владимиру Мономаху греческим
императором Алексеем Комненом; символ неразрывной связи монарха с подданными.
Предполагается, что ее носили крестообразно, через оба плеча. Длина 2 аршина 2
вершка, вес
Вернуться в раздел Ц...